Опрос

Чаще всего вы думаете...

Питер Пауль Рубенс

15.02.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Питер Пауль РубенсДвадцать восьмого июня день рождения великого фламандского художника Петера Пауля Рубенса. Весь мир торжественно отмечает эту дату, чтя память выдающегося сына Фландрии. Город Антверпен, обязанный славой своей Рубенсу и блистательной плеяде его последователей, открывает выставки, воскрешающие век Рубенса, его историю, культуру, и, конечно, демонстрирует произведения самого художника. Участники выставок - самые знаменитые музеи мира, в том числе Государственный Эрмитаж, хранящий значительное число картин Рубенса.

В Антверпене до сих пор сохранился дом Рубенса, построенный по проекту художника и под его наблюдением. Это маленький дворец, в котором мастерская с огромными окнами и комнаты, где художник держал свои коллекции картин, скульптур, медалей.

Хранят память о великом антверпенце и старый готический собор, церкви и музеи. И до сих пор в Синт Якобскерк (церковь Святого Иакова) над могилой художника висит картина, которую он в завещании сам предназначил для этой цели.

Питер Пауль РубенсОтец Рубенса был юристом, советником антверпенского магистрата. Но после введения в 1567 году в страну испанских войск, когда начался жестокий террор, установленный герцогом Альбой, Ян Рубенс бежал в Кельн. Семья вернулась на родину уже после его смерти. В изгнании, в городе Зиген в 1577 году и родился будущий великий художник. В 1591 году он начал обучение в мастерских антверпенских живописцев, - Т. Верхахта, А. ван Ноорта и О. ван Веена. В 1598 году Петер Пауль стал свободным художником. Через два года Рубенс отправился в Италию. Восемь лет, прожитые здесь, принесли молодому художнику известность. Он работал в Риме, Генуе и Мантуе, серьезно изучая творчество таких великих предшественников, как Леонардо, Микеланджело, Тициан. Из современных итальянских мастеров больше других его интересовал Караваджо.

Вернувшись в Антверпен осенью 1608 года. Рубенс увидел, по образному выражению одного из современников, «большой город - большую пустыню». В результате многолетней войны с Испанией и Голландией Антверпен разорен, обескровлен. Но весной 1609 года было объявлено перемирие, продлившееся 12 лет. И Фландрия наконец смогла вздохнуть свободно. Рубенс отразил в своем искусстве это счастье мирного бытия.

Гений Рубенса — гений универсальный. Блестящий живописец, человек к тому же литературно одаренный, он сочетал свои художественные пристрастия с глубоким интересом к философии, мифологии, истории, археологии, физике. Он владел несколькими языками и был человеком широкого политического кругозора... Современники отмечали глубину и живость его ума, необыкновенное обаяние личности. Не потому ли Рубенс стал одним из известных дипломатов своей эпохи? Не случайно король Испании Филипп IV сделал его дворянином и секретарем тайного совета, а Карл Стюарт возвел в звание рыцаря.

Но дипломатическая карьера не смогла заслонить главной цели жизни художника.

Питер Пауль РубенсДаже в период наибольшего увлечения своей дипломатической деятельностью Рубенс создал несколько полотен, содержащих призыв к миру в Европе, и среди них такую известную картину, как «Последствия войны». Будучи придворным живописцем правителей - наместников Испании, живших в Брюсселе, он предпочел обосноваться в Антверпене. Свободолюбивый и независимый художник пожелал жить вдали от венценосных владык. В одном из писем он признается: «...я задыхаюсь при... дворе...»

Питер Пауль РубенсНе многим, даже великим художникам, свойственна такая широта и масштабность мировосприятия, которая была присуща Рубенсу. Он стремился воссоздать стихийную мощь, необузданную власть природы и вместе с тем был способен увлечься мягкой грацией юной матери, играющей со своим младенцем Он любил труд, землю, народ Фландрии. О быстроте, с которой он создавал свои полотна, складывались легенды, недалекие, впрочем, от истины. Известно, например, что картина «Поклонение волхвов», хранящаяся в Антверпенском музее, была написана за одиннадцать дней.

Когда обилие заказов и нетерпение знатных заказчиков заставляли его особенно торопиться, он поручал исполнение отдельных частей картины своим ученикам. Помогали ему и известные молодые мастера - Иордане, Ван Дейк, Сайдерс. Этот достаточно распространенный метод работы он перенял у итальянских и антверпенских живописцев XVI века. 

Template not found: /templates/WomanSait/splitnewsnavigation.tpl
Просмотры: 0