Опрос

Как вы относитесь к высоким каблукам?

Холмогорская кость

25.02.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Холмогорская костьВ августе 1553 года разбушевавшаяся стихия забросила в устье Северной Двины английский корабль под командованием Ричарда Ченслера. Став на якорь у большого прибрежного монастыря, капитан решил разведать местность: объявил себя английским послом и незамедлительно был переправлен в ближайший центр — крупное поморское село Холмогоры.

Долго задерживаться Ченслер не собирался. Но проходили дни, недели, а он словно и думать забыл о поручении короля Эдуарда искать северный морской путь в Индию. Обширной и богатой оказалась открывшаяся ему Двинская земля. Здесь строили суда, сеяли хлеб, варили соль, добывали воск, ловили рыбу. На складах торговых людей он видел превосходный лен, драгоценнейшие меха, пушнину и, что самое невероятное,— огромное количество моржового клыка и даже бивни, которые считались в те времена товаром исключительно королевским. В Индию плыть было незачем.

Дождавшись зимы, когда установился санный путь. Ченслер отправился в Москву. Царь Иван Васильевич Грозный был человек любознательный. Сидя на троне в шитом золотом платье и с огромным скипетром в руках, он долго беседовал с гостем, сообразив, что плавания англичан к северным землям могут пойти государству на пользу. В итоге англичанам был разрешен торг повсюду, и заодно поручено привозить на Москву искусных врачей, ремесленников, печатников...

Холмогорская костьТак началась история торговли между Англией и Россией, в которой одной из самых ценных ставок была холмогорская кость. Когда и как появилось искусство резьбы на русском Севере — неизвестно. Да и само это название условно, поскольку мастеров-резчиков можно было найти не только в самих Холмогорах, но и во многих городах и селах — от Архангельска до Вологды, от Новгорода до Сольвычегодска. Надо думать, большое значение имели постоянные и давние (с X—XI веков) связи с коренными народами Севера, для которых и моржовый клык («рыбий зуб», как называли его на Руси), и бивень мамонта были традиционным материалом для поделок. Сыграло свою роль и пристрастие к резной кости церкви. По заказам церковных иерархов изготовлялись роскошные посохи, нагрудные иконки, кресты с разными клеймами. Образки и крестики попроще охотно раскупали бесчисленные богомольцы, шедшие со всей Руси в Соловецкую обитель.

Любопытно, что с искусством резьбы по кости связана история возникновения многих инструментов. Исследователи считают, например, что пила для обработки кости стала применяться значительно раньше, чем для распиловки дерева. Некоторые изделия, найденные археологами, несут на себе явные следы токарной обработки. Значит, и токарный станок, естественно, в простейшем своем виде, был известен еще в древности. В косторезных мастерских можно было увидеть и металлические сверла, и напильники, и рашпили...

Холмогорская костьТорговля с англичанами стала еще одним стимулом к распространению на Севере искусства резьбы. Королевский товар шел нарасхват: массовыми партиями уплывала за границу и целиковая кость, и резные изделия. И тогда, резонно рассудив, что «такая корова нужна самому», царь Алексей Михайлович издает в 1649 году указ, обративший торговлю костью в государственную монополию. А еще через лаву лет он же выписывает в Москву первых холмогорских резчиков, которые отныне будут работать в Оружейной палате на царскую казну. Так и пошло: одни ремонтировали греческий костяной трон или иные иноземные дары, другие украшали охотничьи ружья, третьи трудились над изготовлением подарков для государевых послов.

Та сумма приемов и техник, которую мы называем холмогорской резьбой, окончательно складывается к XVIII веку. В чем ее особенности? В одних случаях это — ажурный сквозной узор, который служит фоном для изображения рельефных фигурок и даже портретов. Классическим примером может служить хранящееся в Историческом музее «Родословие» Якова Шубного: в ажурную рамку заключен 61 медальон с изображением великих русских князей и царей от Рюрика до Екатерины II. Излюбленный узор орнаментов, так называемый рокайльный завиток: мотив, напоминающий распускающийся побег папоротника. Варьировать такую основу можно до бесконечности.

Другой характерный прием холмогорцев – сплошная ажурная резьба, при которой поделка становится похожей на нитяное кружево, а самой ей придается форма сапожка, туфельки, сердечка, репки. Причем техника порой достигает такой, виртуозности, что предмет даже утрачивает свою весомость. В одной поморской бывальщине так сказано: «Мудрены вырезы вырезаны, а и только в вырез мурашу пройти».

Холмогорская кость...Шло время. Менялись художественные стили, характер изображений, сюжеты, формы, неизменными оставались только техника и сам материал. Казалось бы, в наши дни, когда и бивень мамонта, и моржовый клык стали чуть ли не музейной редкостью, резьба по кости неминуемо должна угаснуть. Ничуть не бывало. Традиции знаменитых мастеров успешно наследуют резчики фабрики, что находится в селе Ломоносове на Курострове, напротив Холмогор. Рассматриваешь вазу и никогда в голову не придет, что она не из единого бивня точена, а склеена из кусков обычной животной кости, которой в достатке на любом мясокомбинате. Исчез «рыбий зуб», искусство осталось. Не об этом ли говаривали и предки наши: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера»?

Просмотры: 0