Опрос

Почему многие женщины часто опаздывают?

Орест Кипренский

25.02.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Кипренский Орест АдамовичВ жизни художника-романтика Ореста Кипренcкого непривычным, необычным, но скорее печальным и горестным, чем романтическим, было почти все. Само рождение его осталось, видимо, не разгаданной до конца тайной... Шести лет от роду он отдан в Императорскую Академию художеств. В академии мальчик первое время числился как  Кипренский, и изменилась фамилия, как тогда нередко случалось, в изустном употреблении, а происхождение ее также неясно — то ли от одного из имен богини любви Афродиты — Киприда,— с намеком на тайну рождения, то ли от кипрея, растения из родных мест художника. Об академических временах Ореста Кипренского все более-менее известно. Но и тут, несмотря на подробнейшие отработанные академические методы обучения, пошло дело у Кипренского «не как у всех». Он легко и талантливо освоил «школу». В достаточно богатой палитре средств выполнил Кипренский программу — дипломную работу «Языческие жрецы, убивающие первых киевских христиан». Тема русской истории, заимствованная из поэмы М.М. Хераскова «Владимир», предстала в назидательно-героическом стиле, вполне традиционно, в привычных рамках академической живописи. И это когда в своих самостоятельных работах Кипренский заявил уже себя новатором. Но все старания не выбиться из «программного» академического ранжира не помогли. Что-то его выдало: большой золотой медали, дающей право на заграничную поездку на средства академии — пенсионерство, Кипренскому не присудили. Удостоили лишь аттестата первой степени. Пришлось «пожелать» остаться пенсионером при самой академии, что давало ему право на отдельный стол и небольшое пособие. Но в 1805 году, также на сюжет русской истории, он выполнил картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем». В этот раз, невзирая на явно противоречащие академизму черты, ему в сентябре того же года присуждена первая золотая медаль. Но заграничное пенсионерство за сим не последовало. Впечатление такое, будто судьба человеческим и случайным недоброхотством пыталась укротить стремительно совершенствовавшийся творческий дар. А легкоранимый, эмоциональный художник не умел противостоять ей.

Пришла новая эпоха. Она требовала от искусства нового отношения к человеку, более интимного и глубинного понимания его личности, искала новые средства для раскрытия его усложнившегося внутреннего мира. Поэтому, видимо, не случаен переход художника от исторической живописи к портрету.

Орест КипренскийК 1816 году Кипренский становится известным в России портретистом, хотя по-прежнему считает себя историческим живописцем, что по традиции считалось, как мы теперь скажем, более престижным. Все его новые работы полны живого, благородного чувства, трогают нас жадным интересом к конкретному человеку, его личным переживаниям, его неповторимости, несхожести с другими. Они избавлены от завораживающего единообразия и отчужденности портретов века предшествующего, «не годятся» для парадных залов и предназначены для небольших жилых комнат, теплом уюта которых согреваются. Талант Кипренского все набирал силу.

1811 год. Московский губернатор Ф. В. Ростопчин дает художнику рекомендацию для прикомандирования в Тверь — ко двору великой княгини Екатерины Павловны. Здесь он создает глубокий и тонкий по психологической характеристике портрет ее супруга принца Георга. И прежде всего за эту работу получает звание академика вопреки обычаю обходить «портретных».

Орест Кипренский1812-й. Рубикон, разделивший две эпохи. Художник возвращается в Петербург... Именно тогда он создает произведения, которых одних, несмотря на их скромность, достало бы, чтобы Кипренский никогда не был забыт. Произведения эти — карандашные портреты участников сражений Отечественной войны 1812 года. Ведь они — живой репортаж поколениям о людях, творивших, презирая смерть, великие события. И вместе с тем они с особым лаконизмом и непринужденностью, законченностью говорят, что «Кипренский был тем русским мастером, который романтическую манеру рисунка превратил в законченный стиль», удивляя спокойным реализмом, правдой и красотой! Все, что можно сказать о живописных работах мастера, здесь усилено, взволнованно одухотворено интимностью, свободой общения с нами.

Template not found: /templates/WomanSait/splitnewsnavigation.tpl
Просмотры: 0