Опрос

Как вы относитесь к высоким каблукам?

Картины художника Иванова

25.03.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Картины художника ИвановаСудьба великого русского художника Александра Андреевича Иванова была трагичной. «Рожден в стесненной монархии,— писал он о себе,— не раз видел терзаемыми своих собратий, видел надутость бояр и вертопрашество людей, занимавших важные места». Сын профессора Академии художеств, Александр с детства впитывал вольнолюбивые идеи. Он с презрением относился к затхлости и косности, царившей в те годы в Академии художеств.

В 1830 году 24-летний Александр Иванов уехал в Италию. Двадцать восемь лет прожил он здесь, бесконечно оттягивая свое возвращение в «стесненную монархию». И почти двадцать лет посвятил созданию огромной картины «Явление Мессии народу». Художник отдал ей все силы души, огромный талант, неслыханное напряжение физических и нравственных сил. Ради нее терпел лишения, отказался от личной жизни.

Явление Мессии народуВыбрав религиозный сюжет, как то было принято в Академии, Иванов тем не менее писал не столько религиозную, сколько историческую картину. В ней нашли косвенное отражение антикрепостнические настроения художника. Он избрал момент священного писания, когда Иоанн Предтеча возвещает народу о явлении Христа. Художник как бы вошел в толпу, собравшуюся на берегу Иордана, и увидел здесь разных людей — богатых и бедных, угнетателей и порабощенных.

Для нас, потомков Иванова, религиозное содержание картины утратило свое значение, и мы вполне согласны с Репиным, который писал о «Явлении Мессии», что «по своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы...»

Александр Иванов верил, что его картина произведет переворот в жизни общества, и работал с неслыханной самоотверженностью. Им руководило одно желание: сделать картину как можно «яснее». И эта «ясность» касалась всего: от социального положения, душевного и физического состояния каждого изображенного им человека до травинки, до камня. Но главное, что требовало серьезного изучения и проникновения, были люди. И художник пишет множество этюдов, портретов, достигая в них небывалой психологической выразительности и мастерства. Более четырехсот отличных этюдов написал Иванов для «Явления Мессии». Многие из этих работ имеют значение самостоятельных картин.

Изображая сборщиков налогов и фарисеев, Иванов искал для их лиц «выражения самого мошеннического». Любовь, преклонение перед высоким горением человеческого духа выразил он в образах пламенного пророка Иоанна и в лицах униженных и оскорбленных, которые с надеждой и восторгом встречают слова Предтечи.

Для правдивой передачи пейзажа, на фоне которого развивается действие картины, Александр Иванов написал более сотни пейзажей с натуры.

Девочка альбанкаНемало этюдов и зарисовок сделано художником в итальянской деревне Альбано. Эта деревня пользовалась особой известностью среди художников разных национальностей, учившихся тогда в Италии. Деревня славилась красотой ее жителей и своеобразием их костюмов. В альбоме Иванова сохранилось несколько зарисовок альбанских девушек, сделанных с натуры. На основе этих зарисовок художник написал картину «Девочка-альбанка». Картина эта находится теперь в Третьяковской галерее. Известный советский искусствовед, член Академии художеств М.В. Алпатов справедливо писал, что в этом произведении «великий русский художник, который в мучительных условиях добивался правды в своей большой картине, счастливо обрел ее перед лицом простой и скромной народной жизни. При всем высоком мастерстве, отличающем портрет «Девочки-альбанки», в нем есть та простота и задушевность, которыми так чаруют самые безыскусственные народные песни».

В 1858 году художник вернулся на родину. Картина «Явление Мессии», которой Александр Иванов хотел выразить свое страстное убеждение, что «человечество перестанет жить так, как жило до сих пор,— беспрестанно угнетая друг друга и тесня», картина — подвиг целой жизни, была холодно встречена в официальных кругах. Но передовые люди того времени увидели в Александре Иванове гениального художника, основоположника русской школы реалистической живописи.

В конце жизни Александр Иванов охладел к своей картине. Поколебались и его религиозные убеждения, он ищет ответа на вопрос, где правда для народа, у русских мыслителей-революционеров, обращается к Герцену, встречается с Чернышевским...

Просмотры: 0