Опрос

Чаще всего вы думаете...

Картины художника Перова

25.03.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Картины художника ПероваТетка Марья шла с богомолья. Умерли у Марьи муж и дети, остался только сын Васенька — один как перст. Вместе с Васенькой и молилась тетка Марья святым угодникам: просила рая умершим, а себе с Васенькой — здоровья. На обратном пути, уже в Москве, остановил тетку Марью какой-то господин. Васенька ему понравился. Деньги тетке Марье давал, объяснял, что хочет он, господин этот, Васеньку на картину списать. Долго не соглашалась тетка Марья, твердила, что грех людей списывать. Но переубедил ее господин — сказал, что цари и архиереи с себя разрешают портреты списывать и ничего с ними не случается. Что же с Васенькой-то поделается? Вот и сел Васенька на стул — усталый от богомолья, ротик приоткрыл, и стал виден тетке Марье его передний, сломанный во время драки с мальчишками зуб... Тетка Марья все вскакивала и охорашивала Васеньку: то рубашку ему обдернет, то волосики со лба откинет. Василий Григорьевич Перов вглядывался в усталое лицо своего маленького тезки и писал, писал. И собственная жизнь проносилась перед ним.

Картина "Проповедь на селе"Василий Перов родился «незаконным», побочным сыном помещика Криденера. Фамилии у него даже не было, писался сначала по крестному отцу Васильевым. А «Перовым» прозвал его дьячок за четкий и красивый почерк. Был бы попрозорливее Дьячок—прозвал бы своего ученика не «Перовым», а «Кистевым». Но откуда было знать деревенскому дьячку, что станет Василий Перов большим, правдивым художником — певцом скорби народной. Блестяще окончив Московское училище живописи и ваяния и став пенсионером Петербургской Академии художеств, Перов первым же своим эскизом привел в ужас Академический совет, изобразив «Сельский крестный ход на пасхе»: упившееся «до положения риз» духовенство и непристойно пьяные прихожане. Эскиз, естественно, был отвергнут. Тогда художник написал более благопристойную картину — «Проповедь на селе». Здесь поп был трезв, но зато жестоко осмеян помещик и с сочувствием изображены крестьяне. Картина была так мастерски написана, что ее автор в награду получил право на заграничное путешествие.

Чаепитие в Мытищах. ПеровДо отъезда Перов успел закончить еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах», где изображен вчерашний севастопольский герой, просящий милостыню у разжиревшего иеромонаха, блаженно потягивающего чай из блюдца. Получив разрешение на отъезд в начале января 1862 года. Перов только спустя год отправился, как он сам говорил, в зарубежную «ссылку». А через полтора года уже запросился домой: «Осмелюсь покорнейше просить совет императорской Академии художеств о позволении возвратиться... в... Россию», «имея в виду,— объясняет он,— несколько сюжетов из русской жизни, которые я бы исполнил с любовью и сочувствием и, надеюсь, более успешно, чем из жизни народа, мне мало знакомого».

И снова Россия, послереформенная Россия, где крестьянство было «освобождено», но ограблено и билось в беспросветной нищете, горе и бесправии. Художник создает картины, которые отображают социальные драмы жизни народной, проникнуты глубокой гражданской скорбью.

Первая серьезная картина Перова по возвращении на родину — «Похороны крестьянина». Зима, тяжело нависшее над дорогой небо, убогий гроб в убогих санях, низко склонившая голову вдова, уставшая плакать девочка и маленький мальчик в батькином большом полушубке, единственный теперь мужчина в доме, «хозяин».

Приезд гувернантки в купеческий дом. ПеровКартины «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Утопленница», «Монастырская трапеза», «Тройка» и другие — полные правды жизни, горячего стремления служить интересам своего народа — имели огромное значение и далеко продвинули вперед русское искусство. Перова всегда особенно трогала участь обездоленных детей. В одном из его рассказов есть образ «кривого Петьки»: «Многие дивятся, как это не оторвется его голова: так тонка и худа его искусанная блохами шея. По ремеслу — он сапожник, по званию — мещанин. Все бьют и ругают Петьку»... Желая рассказать об участи таких вот Петек, Перов и задумал картину «Тройка»: трое детей в сумрачный зимний день тянут на санях огромную обледенелую бочку с водой. Метет поземка Бесконечно тянется монастырская глухая стена, словно отгораживая детей от всех радостей мира.

Для центральной фигуры этой «тройки» — мальчика-«коренника» и привел Василий Григорьевич Перов в свою мастерскую сына тетки Марьи Васю.

Перов "Тройка"За свою «Тройку» Перов получил звание академика. А спустя четыре года пришла к художнику тетка Марья. «Я вышел и увидел,— вспоминает художник,— маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками...». Умер у тетки Марьи Вася — заболел черной оспой и умер. И вспомнила несчастная женщина про портрет, который списал с ее сына художник. Не жалея себя, работала Марья всю зиму, продала весь свой нищенский скарб, чтобы прикопить денег. После этого и отправилась к художнику покупать картину с Васенькиным портретом...

К этому времени картина была уже в собрании Третьякова.
— Хоть бы взглянуть на нее!— заплакала тетка Марья.

Привел ее художник в богатый дом, где на стенах висело множество картин. Вмиг среди десятков картин нашла тетка Марья картину с Васенькой. «Батюшка ты мой! — воскликнула она.— Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» — «и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол...»

Через год Василий Григорьевич Перов специально написал для тетки Марьи портрет Васеньки. Отписала тетка Марья Перову, что повесила портрет Васеньки к образам...

А «Тройка», написанная «с любовью и сочувствием», по-прежнему висит в Третьяковской галерее, напоминая нам о нищей и бесправной жизни детей в царской России.

Просмотры: 0