Опрос

Как вы относитесь к высоким каблукам?

Образ женщины в искусстве

03.07.2013  | Рубрика: "Обо всем / Новости, интересное"

Образ женщины в искусствеХудожники во все времена любили писать образ женщин, со временем он изменялся, давайте посмотрим, что в нем осталось неизменным, что ушло навсегда, что появилось нового. Поскольку художники были в подавляющем большинстве своем мужчинами, они писали тот образ женщины, который отвечал глубинным потребностям мужской души. А мужская душа в христианском мире пребывала в раздрае. С одной стороны, мужчина жаждал высокой любви к достойной женщине, с другой ему хотелось «валяться» в грязном сексе со шлюхой. Секс считался оскорбительным для достойной жены, с нею исполняли «супружеский долг». И дать себе волю можно было только со шлюхой. Чтобы не мучиться от невозможности примирить в своей душе две противоположные установки, мужчина решил создать два женских образа - одним восхищаться, другой - вожделеть. «Мадонна» - это мать, жена и хозяйка. С нею живут, на нее рассчитывают, ее обожают и уважают. Но страсти к ней не испытывают, так как секс и мадонна находятся в разных плоскостях бытия. Можно ее воспевать, можно трепетно или деловито зачать с нею дитя. Но завалить мадонну в койку и предаться с ней веселым плотским утехам нельзя. «Шлюха» - это идеальная любовница. Она обожает секс, соблазняет, провоцирует, бросает вызов. Дарит наслаждение и сводит с ума. Но жена из шлюхи получается никудышная, да и материнский инстинкт у нее слабо выражен. Не стоит путать шлюху с проституткой - она секс, в отличие от проститутки, любит, а уж брать ей за него деньги или нет - это ее личное дело. Шли годы, и мужчина вдруг заметил, что в мире возникла новая порода женщин: они работали и жили на заработанные деньги. Он удивился и решил эту категорию исследовать. Так возник образ женщины-работницы. «Работница» - существо женского пола, в котором функция - способность что-то делать, причем делать хорошо - затмевает все остальные черты личности. 

О сексе ни слова. Средневековье и раннее возрождение
Мадонна классическая: с нее все началось
В темные века жилось бедно и трудно. И на вес золота ценилась «мадонна» - и впрямь святая женщина, которая рожала, заботилась о детях и вела дом. Услад эротических от нее не ждали - не в них была ее ценность. Такую жену можно было смело оставить одну на хозяйстве, уйти от нее на войну или уехать через полмира за товаром. И она мужу не изменяла, детей от чужого молодца не рожала. Средневековая Мадонна предстает перед нами в двух вариантах - немецком и итальянском.

Образ женщины в искусствеЛукас Кранах Старший. «Мадонна с младенцем под яблоней» (1520-1526) Немецкая Мадонна в первую очередь - хозяйка, рачительная и надежная. Особой красотой ее не наделяли - главное, чтобы польза от нее была. Сескапила в немецкой Мадонне - кот наплакал, но характер - стойкий, нордический. Узкоглазая, хитрющая и деловитая, она отлично приспособлена для того, чтобы управлять замком в отсутствие вечно воюющего мужа.
Альбрехт Дюрер. «Мадонна с младенцем и святой Анной» (1519) А Дюрер вообще изобразил на полотне крепкую маму-селянку с большими натруженными руками. И бабушку к ней прибавил, чтобы все - как в жизни.

Образ женщины в искусствеЛеонардо да Винчи. «Мадонна в гроте» (1483-1486) Итальянская Мадонна - воплощение совершенной красоты. Художники искали идеал, находили и многократно копировали в своих последующих картинах. Итальянская Мадонна - всегда только мамочка, которая ничего в мире, кроме «цветочка» своего ненаглядного, не видит. Ее роль - родить и заботиться. Ничего вне детской ей не доверяют. Она, безусловно, сексапильна, но как-то машинально: «Вы меня хотите, но я этого не замечаю, так как чиста и возвышенна. Любите меня на расстоянии!» На ее прелестном лице написана столь умилительная кроткая благость, что при взгляде на нее даже скулы сводит, как от столовой ложки сахара.

Шлюха: под маской Мадонны
Шлюха пряталась на задворках жизни и живописи. Женщины легкого поведения в те времена не ценились. Если ты не жена, не мать, не дочь и не метресса (законная любовница аристократа вроде нашей гражданской жены), то ты никто и звать тебя никак, даже если у твоих ног валяется все мужское население Венеции.

Образ женщины в искусствеРафаэль. «Портрет молодой женщины» (1518-1519) Художник Рафаэль Санти влюбился в гулящую девку Маргариту Лути (Луччи) по прозвищу Форнарина (булочница), жил с нею и писал с нее Мадонн. И его абсолютно не волновало, что Форнарина кроме него спала еще с несколькими десятками богатых венецианцев - наоборот, ему ее дешевле содержать было. Искусствоведы говорят, что на том полотне изображена Форнарина. Забавно думать о том, что полуголая красотка с блудливым взглядом является прообразом Сикстинской мадонны. Рафаэль использовал черты любовницы как заготовку, кое-что изменил. Многое приукрасил - и создал самую восхитительную и трогательную Мадонну в мире.

Женщины для услады тела XVII век
Шлюха: грубые сильные страсти
Образ женщины в искусствеМир переживал Ренессанс и упивался чувственными наслаждениями. Шлюху в качестве объекта плотской любви водрузили на пьедестал. Она прочно на нем утвердилась и долго с нею не слезала. Это был самый ранний вариант шлюхи - красавица, дарующая физическую любовь. В ней нет никакой поэзии, но много страсти. Художники изображали красоток в виде героинь античных мифов, чтобы оправдать их наготу. Понятно, что Венера не в платье из вод морских рождалась! И грации купались в ручьях тоже голыми. На полотнах той эпохи преобладают «портреты» женских задниц в разных ракурсах. Женское лицо как зеркало души художников интересовало мало, так как на «прекрасную женскую душу» у мужчин спроса не было. И если творец поворачивал красавицу к нам фасадом, то мы видели: лоб у нее стал низеньким, всего на пару мыслей, незачем женщине думать - любить надо! А любили в те времена исключительно телом.

Образ женщины в искусствеПауль Рубенс. «Три грации» (1639)  Все красавицы Рубенса - это женщины для услады плоти. У них круглые животы, пышные бедра, и все это добро - розовое и очень мягкое. В такой возлюбленной утонешь как в перине, она тебя своими щедротами одарит и вознесет к вершинам блаженства. Мадонна: мягче и человечнее. Мадонна куда менее популярна, чем шлюха, но все еще притягательна. В ней больше нет никакой особой благости, зато много личного, теплого и уютного. Она нуждается не в поклонении, а в супружеской любви и заботе,

Рубенс. «Мадонна перед младенцем Иисусом» (1615) Пухленькая и веселая мамочка замерла у постели ребенка. Она на всякий случай сложила молитвенно руки, но куда больше молитвы ее волнует, хорошо ли спится ее малышу, такому упитанному и ухоженному. И как-то сразу приходит в голову, что у этого Иисуса было очень счастливое детство.

Триумф интеллектуальной развратницы XVIII век
Шлюха: прелестница на троне
Образ женщины в искусствеКумир художников вес еще шлюха, но в иной комплектации: начитанная, образованная, лукавая и легкомысленная, открывшая «сад земных наслаждений» не только для мужчин, но и для себя. Она - больше не игрушка в мужских руках. И достойна любви. Женщины прикоснулись к власти, постигли тайны литературы и поэзии. Россией правили с небольшими перерывами три императрицы, причем Екатерина Великая писала философские очерки. Мадам Помпадур, фаворитка Людовика Четырнадцатого, получила на откуп всю культурную жизнь страны и ввела в моду не только галантные охоты за голыми девами в дворцовых парках, но и литературные вечера. «Прелестные развратницы» были любого статуса - от фрейлины до королевы.

Франсуа Буше. «Портрет мадам Помпадур» (1752) Художник запечатлел ее - о диво дивное! - не с цветком, не с бокалом, а с книгой. И не полуголой, а в роскошном наряде. Однозначность образа уходит в прошлое. Женщина становится сложной.

Мадонна: удалилась в тень
Семейные ценности вышли из моды. Материнство стало занятием вульгарным. Куртизанка Нинон де Ланкло забеременела от одного из двух своих постоянных любовников. Мужчины бросили кости, чтобы выяснить, кого считать отцом ребенка. Выигравший право на младенца граф вырастил его в своем доме, чему Нинон была очень рада.

Эра благородства и преданности XIX век
Мадонна: возвращение в роли подруги
 Революции, Наполеоновские войны, промышленные перевороты требовали стабильности хотя бы в личной жизни, поэтому в топе вновь оказалась Мадонна. Но она разительно изменилась. Теперь для нее главным в жизни был муж, а не ребенок. Не детопроизводительница, не домоправительница, а соратница и подруга. Она приобрела яркость, и мужчина стал ее вожделеть. Не так буйно, как вожделеют шлюх, но весьма сильно. Тургенев воспевал в романах благородных и стойких невест, Пушкин чистейшей прелести жену Наталью Гончарову. В романах Диккенса очаровательные хозяюшки превращались в опору солидных мужчин и семейного бизнеса. И не всегда мадонна была законной супругой. Часто мадонной, почитаемой и уважаемой, становилась просто любимая женщина.

Образ женщины в искусствеКарл Брюллов. «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини» (не позднее 1842) Художник любил властную красавицу Юлию Самойлову, дальнюю родственницу русского императора, много лет. Она всегда была для него верным другом. Когда он впервые приехал в Италию, Юлия ввела его в высшее общество и обеспечила заказами. У нее случались мимолетные романы, которые она не скрывала. Они продолжали дружить. Карл женился на юной пианистке Эмилии Тимм, но жена ему сразу же изменила. Карл после ужасного скандала от жены ушел. Юлия приехала из Италии, увезла Карла в свое имение и утешила. А потом опять вернулась на юг. Брюллов запечатлел на полотне царственную красавицу - гордую, сильную, надежную, умеющую любить. Работу он не завершил, так как счел, что сделал главное. Образ женщины в искусствеШлюха: благородная куртизанка
Образ шлюхи тоже приобрел глубину и силу. Оказалось, что некоторые из них способны на бескорыстную страсть к мужчине и достойны уважения! Этих женщин, находившихся на содержании богатого любовника, называли «дамами полусвета». Почему полусвета? Потому что в своих салонах они принимали только мужскую половину светского общества. Светские дамы в подобные места не заходили.

Джордж Ромней. «Портрет леди Гамильтон» (1802) Леди Гамильтон была актрисой, куртизанкой, светской львицей, подругой испанской королевы, женой сэра Гамильтона и возлюбленной адмирала Нельсона. Художник Джордж Ромней, вдохновленный ее красотой, написал шестьдесят ее портретов.

Работница: дебютный выход
Этот женский типаж возник и в жизни, и в живописи только в 19 веке. Она в первую очередь - трудяга, во вторую - человек, и в последнюю - женщина. И в своих рабочих качествах - интересна и выразительна.

Эдгар Дега. «Танцовщицы у балетного станка» (1880) И первыми работницами были знаменитые балерины Дега. Только не надо кидать в нас тапками, дорогие ценители Дега! Дело в том, что в его танцовщицах нет ничего воздушного и божественного. Это - крепкие рабочие лошадки с натренированными ногами, широкими спинами и короткими шеями, выносливые и приспособленные к тому, чтобы - нет, не парить, а быстро скакать и высоко прыгать по сцене.

Образ женщины в искусствеТулуз-Лотрек. «Салон на улице де Мулен» (1894) Любопытный парадокс: проститутки Тулуз-Лотрека - тоже типичные работницы из сферы секс-услуг. Чувственности в них - ни на грош. Они обладают профессиональной порнографичностью, как проститутка с карги мы в черных чулках, и более ничем. Кстати, строгая дама в розовом - это бордель-маман, которая готовится встречать клиентов.

Победа вамп конец XIX - начало XX века
Шлюха: превращение в роковую женщину
Как всегда на рубеже эпох, в период затишья перед бурей, люди захотели «остренького». И создали образ «роковой женщины». Женщина-вамп прошла огонь, воду и медные грубы, очарование у нее невероятное, возлюбленного она запросто доводит до безумия или до могилы, сама от этого страдает, но сделать с собой ничего не может. Такой уродилась. И мужчины летят к ней, как мотыльки на огонь, готовые платить за роковую страсть любую цену.

Образ женщины в искусствеДанте Габриэль Россетти. «Прозерпина» (1882) Красавицы Россетти похожи на прекрасных юношей и обладают универсальной и чувственной красотой падшего ангела. Его модели менялись, а лицо он писал всегда одно и то же, как у Прозерпины -с крупным чувственным и агрессивным ртом, с волевой челюстью. Образ женщины, балансирующий на грани жестокого порока и добродетели.

Образ женщины в искусствеНиколай Фешин. «Портрет мадемуазель Подбельской» (1912) Фешин создал великолепный портрет своей коллеги, любовницы и ученицы. Художница Подбельская (любимая модель автора) смотрит на нас властно-презрительным и оценивающим взором. Она порочна до мозга костей и обещает мужчинам большие неприятности, но каждому хочется на них подписаться, так как-скучно с ней не будет.

Мадонна: в стиле вапм
Какое странное изменение - она больше не любит свое дитя! В начале 20 века ученые открыли сексуальность, взялись изучать темную сторону человеческой натуры и впервые задумались о том, что мама не всегда бывает хорошей. А художники почувствовали новое веяние и сразу отразили его на полотне.

Образ женщины в искусствеВильям Бугро. «Мадонна в лилиях» (1899) Сентиментальный художник, написавший за свою жизнь ни много ни мало 828 полотен, создал пугающий образ Мадонны-вамп. Ее строгое и безупречно красивое лицо поражает своим равнодушием. Глаза опущены, а в углах рта затаилась злая усмешка. Она - не столько мать, сколько кормилица. И отдает нам младенца не с трепетом и волнением, а потому что он ей больше не нужен. В этой Мадонне нет ни скорби, ни доверчивости, ни беззащитности, ни любви, ни умиления.
Образ женщины в искусствеВынесет все! XX век
Мадонна: безмужняя мать
Первая мировая война, волна революций и разруха вновь вызвали на свет образ Мадонны как матери с детьми. Люди нуждались в культе мамочек, чтобы деторождение не прекратилось. Но только эта Мадонна особенная - рядом с ней нет мужчины. По классическим итальянским Мадоннам видно, что за ними стоит крепкий мужик, - и они ПОЗВОЛЯЮТ себе быть слабыми и прелестно-умильными. По классическим немецким Мадоннам заметно, что у них - муж в отъезде, а как вернется - спросит у жены отчета за каждый истраченный пфенниг, одобрит, похвалит, одарит и снабдит. А Мадонна 20 века одинока. У нее нет никого за спиной, к ней никто не вернется, она ни на кого не надеется. И готова продать себя, лишь бы выжить вместе с ребенком.

Карлис Падегс. «Мадонна с улицы Марияс» Изумительно и пронзительно хороша эта пара - обнаженная женщина, за спиной которой спрятался ее сын. Ее профессия не вызывает сомнения. Может, Мадонна стала шлюхой, чтобы зарабатывать на жизнь себе и ребенку, может, шлюха родила и превратилась в преданную мать. Неважно - грань между ними размыта, а может, ее и вовсе нет.

Работница: от трудяги до франкенштейна
После Первой мировой войны женщина пришла на завод и на фабрику, села за руль грузовика и взяла в руки молоток. Она занялась типично мужской работой и мгновенно утратила женственность.

Образ женщины в искусствеКазимир Малевич. «Работница» (1933) Картина по-своему не менее кошмарная, чем «Черный квадрат». Как «Квадрат» закрывает тему дальнейшего развития искусства, так «Работница» закрывает тему «женщина на производстве»: она вкалывала на совесть, пока не превратилась в подобие плохо выбритого мужика с жестким взором, почему-то напялившего женскую кофточку. Прямо Франкенштейн какой-то, а не женщина!

Шлюха: средство самовыражения мужчин
Когда миновала Вторая мировая война, восхищение женской красотой из живописи куда-то испарилось. И мужчина укрепился в идее о том, что женщина сильна, живуча как кошка, с ней можно обращаться по-всякому и она выдержит все. Красоту художник оставил глянцевым журналам, женские образы стал использовать для выражения своего сумасшествия и реализации своих комплексов. Безумие вошло в моду. И в итоге мы видим мрачные, мстительные фантазии на тему женщины, причем безо всякого романтизма и без страсти. Похоже, что раньше художники при работе над полотнами ню облизывались от вожделения, при создании образов Мадонны трепетали от восторга. А когда созерцаешь многие современные полотна, легко представить, как автор ехидно хихикает и кукиш из-за края рамы показывает.

Образ женщины в искусствеПабло Пикассо. «Алжирские женщины», версия J (1955) Пока великий художник мог реализовать свои сексуальные порывы, женщины на его полотнах были если не симпатичными, то хотя бы целыми и приятно округлыми. А когда у него появились проблемы с потенцией, он стал писать дам, разобранных на составные квадратные части. Странно как-то смотреть на картину, где у женщины попа с ногами расположена отдельно от головы. Конечно, в ЭТОМ есть глубокий философский смысл. Но факт столь небрежного обращения с человеческим телом вызывает некоторую печальную задумчивость.

Фрэнсис Бэкон. «Этюд с обнаженной натурой» (1969) Смотреть на эту картину страшно. Вроде женщина написана. Но не совсем и не вся целиком. И в детали вникать не хочется. Сразу после смерти художника эту картину продали за один миллион долларов. Спустя двадцать лет, когда люди привыкли к безумию на полотне, - за 39,7 млн долларов.

Она диктует свои правила игры XXI век
Мадонна: женщина, на которой женятся навсегда
Образ женщины в искусствеМадонной нынешнего века восхищаются, ее уважают, с ней дружат и занимаются сексом, спрашивая при том, насколько ей было хорошо и приятно. Она - почти не мать и совсем не хозяйка, но друг, собеседница и любовница. Физическая страсть уже не противоречит уважению и ладит с восхищением. Водораздел между Мадонной и шлюхой в наши дни пролегает не через секс (как было раньше: с первой - уважительный, со второй - упоительный), он в том, как-долго мужчина намерен с женщиной оставаться: с Мадонной - годы, со шлюхой - дни и месяцы. А если мужчина живет с любимой женщиной десятки лет, то он видит, как она стареет - от этого не отвертишься, и надо с этим смириться. И все больше и больше появляется портретов женщин средних лет, немолодых - и откровенно старых. Мы отважно исследуем, что у нас остается, когда молодость и сексапильность уходят.

Игорь Шульман. «Зимнее утро» (2011) Художник пишет портреты женщин в самом типичном для наших дней стиле - умная и красивая женщина, все понимает, многое умеет, способна воспарить над реальностью и ждет своего единственного. Для него есть свободное место на полотне и в сердце героини.

Шлюха: теперь она выбирает сама
Этот образ еще только складывается - женщина, которая любит любовь и мужчин и притом нацелена на недолгие встречи и легкие отношения. Она приходит и уходит когда захочет, ее не удержать ни деньгами, ни обещанием брака, ни статусом. В ней нет сложности и драмы роковой женщины, безудержного флирта «прелестной развратницы», зато полно радости жизни, легкомысленного к ней отношения и уверенности в своем завтрашнем дне - ведь она же еще и прилично зарабатывает!

Образ женщины в искусствеЮрис Германис «Санда» (2003) Героиня пленяет своей непринужденностью, собственная нагота ее ничуть не смущает. В ней нет ни преувеличенной стыдливости, ни фальшивого кокетства, а только сознание своей привлекательности и легкая задумчивость во взоре, отражающая приятные колебания между: «Еще нет» и «Уже да...». И абсолютная уверенность в том, что как она скажет - так и будет.

Работница: дело как часть жизни
Многие из нас научились с работой сосуществовать. Она больше нас не съедает и не уничтожает. Мы нашли в ней свою прелесть и не готовы с нею расстаться, даже если нам предлагают безбедно жить без нее. А мужчины учатся этот факт принимать.

Просмотры: 0