Православные праздники в сентябре
На Семена-Летопроводца русские цари устраивали свой собственный суд, на котором разбирали все имеющиеся жалобы. В грамотах царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича значится, что монастырским людям и крестьянам назначалось время суда в три даты: Семен-день, Троицын день и Рождество Христово.
Другим важным делом святого Семена-Летопроводца была охрана людей от засилья мух, блох, тараканов и прочих домашних вредителей. Поэтому на Руси существовал обряд «похорон» насекомых. Его совершали преимущественно девушки.
День Семена-Летопроводца во многих местах считался праздником охотников. Время с Семена-дня до Гурия (28 ноября) считалось хорошей порой для свадеб. По поверьям, новоселье в Семен-день принесет семье счастье и достаток.
Со дня преподобного Симеона Столпника начинается «бабье лето». В народе есть такая поговорка: «Святой Симеон лето провожает, бабье лето наводит».
15 сентября (2 сентября ст. ст.). Святой мученик Мамант (Мамонтий)-Овчарник, Федот и Руфина. Это день памяти святого мученика Маманта и родителей его, благочестивых Феодота и Руфины. Святой Мамант у восточных славян считался покровителем овец и коз. Так, древнерусские странники-богомольцы пели о святом Маманте: «Попаси же ему (т.е. хозяину), Мамонтий, козок». Крестьяне, которые разводили коз и овец, молились Маманту о сохранности скота, полагая, что святой может защитить животных от болезней и падежа.
Из верований в покровительство Маманта овцам и козам возникли народные сказания о жизни этого святого. Так, по легендам, когда святой Мамант жил в одиночестве на горе посреди пустыни, звери, живущие окрест, приходили к нему и слушали чтение Святого Евангелия, а дикие козы и лани позволяли доить себя. Молоко животных Мамант перерабатывал в сыры, которыми питался сам, излишекже продавал. Все вырученные деньги отдавал бедным и неимущим. Это сказание коснулось и традиций иконописи: святой Мамант изображался в окружении оленей и диких коз.
16 сентября (3 сентября ст. ст.). Василиса, Домна; День памяти святых мучениц девы Домны и Василисы Никомидийской
17 сентября (4 сентября ст. ст.). Неопалимая Купина. Этот праздник проходит в честь иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». В этот же день чествуют святого пророка Моисея, видевшего Купину Неопалимую. На иконе Богородицы «Неопалимая Купина» в окружении архангелов изображалась Богоматерь с Младенцем на руках, стоящая поверх горящего, но не сгорающего куста, рядом восьмиконечная звезда со знаками Апокалипсиса.
Изображению Богоматери в огненной купине есть объяснение в церковных песнопениях. Например, в догматике 2-го гласа поется: «Яко же бо купина не сгараше опаляема, тако Дево родила еси», а в другой песне, как бы в пояснение этого, замечается: «Дева воспетая, юже в тебе тайну Моисей пророческими виде очима купину горящу и неопаляему; Божества бо огонь утробу твою, Чистая, не опали», Таким образом Пресвятая Богородица называлась Купиной Неопалимою и изображалась в середине горящего куста, так как «в рождестве сохранила девство и осталась не опалимою от огня Божества».
Вероятно, на основании подобного объяснения на Руси верили, что икона эта может спасать от огня, молнии и пожаров. Легенды о чудесном явлении чудотворной иконы «Неопалимая Купина» жили среди верующих. В одной из них говорилось, что икона неопалимая Моисеева Купина найдена была в Пинском повете в Купятичах, в огненном озере.
Кроме того, пресвятая Дева Мария сама представлялась славянам повелительницей огненной стихии. В одном старинном русском сборнике описано, как пресвятая Дева Мария грозила грешникам пустить с неба на землю огненные молнии, наслать сильные морозы и льды, страшное землетрясение.
В некоторых местах до XX в. Пресвятая Богородица называлась громовницей и считалась близкой Илье-Пророку, в ней видели распорядительницу грозных и в то же время благодетельных сил огня и грозы.
На основе этих представлений Богородица Неопалимая Купина считалась охранительницей от пожаров и молний. Ей молились о защите дома и животных от огня. Во многих местах известен обычай обходить вокруг горящего дома с образом Богородицы Неопалимой Купины.
18 сентября (5 сентября ст. ст.). Пророк Захария и праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи.