Православные праздники в сентябре

19.03.2013  | Рубрика: "Обо всем » В этот день..."
Православные праздники в сентябре19 сентября (6 сентября ст. ст.). Святой Михаил. Праздник, установленный в воспоминание о чуде, совершенном святым Архистратигом Михаилом в Хонех (IV в.). По преданию, во Фригии находился храм Архистратига Михаила, в котором в течение 60 лет служил пономарем благочестивый человек по имени Архипп, никогда из храма не отлучавшийся. Когда язычники задумали разрушить храм и направили на него две горные реки, соединив их в одно русло, Архипп стал горячо молиться святому Михаилу. И случилось чудо: появился Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину, в которую и устремились воды бурлящего потока. Место, где свершилось это событие, получило название Хоны (т. е. «отверстие», «расселина»).

19 сентября — Михайловские утренники. На Михаила нельзя работать — Бог накажет.

20 сентября (7 сентября ст. ст.). Луков день; Созонт; день памяти мученика Созонта.

Православные праздники в сентябре21 сентября (8 сентября ст. ст.). Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. День этот в народе нередко именовали Оспожинками, Госпожинками или Пречистою другою (для отличия от дня Успения). С одной стороны, такие названия, очевидно, были связаны с церковными именами Пресвятой Девы Марии (ее обычными эпитетами были Госпожа и Пречистая); с другой же стороны, в них имелся намек на пожни — время после жатвы, когда справляли праздник урожая. Еще одно название этого дня — Осенины — отражало состояние природы в это время, наступление осени. Все эти названия относились не только ко дню Рождества Богородицы, но и ко всей неделе, предшествующей этому дню (т. е. недели с 1 по 8 сентября ст. ст.).

С Рождества Богородицы начиналась луковая неделя, когда женщины убирали лук с грядок (впрочем, в некоторых местах лук начинали убирать и раньше, например, с 17 сентября). В Пензенской и Саратовской губерниях Рождество богородицы именовали еще Пасековым днем, так как в это время убирали пчел с пасек, пчельников.

22 сентября (9 сентября ст. ст.). Правоверных Богоотец Иоаким и Анна, святой Феодор, архиепископ Черниговский

23 сентября (10 сентября ст. ст.) Петры-Павлы, Петр и Павел — Рябинники; день памяти святителей Петра и Павла Печерского, епископов Никейских

24 сентября (11 сентября ст. ст.). Федора-Обдёра, Замочи хвосты; день памяти святой Феодоры Александрийской

25 сентября (12 сентября ст. ст.). Артамон; день памяти Автонома, епископа Италийского

26 сентября (13 сентября ст. ст.). Корнилий; День памяти сотника Корнилия, первого язычника, принявшего крещение после Вознесения на небо Господа Иисуса Христа

Православные праздники в сентябре27 сентября (14 сентября ст. ст.). Воздвиженье; праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По преданию, император Адриан некогда приказал засыпать землей Голгофу и гроб Господень, а на искусственном холме поставить языческое капище, чтобы полностью уничтожить воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Иисус Христос. Однако через 300 лет император Константин Великий, первым из римских императоров прекративший гонения на христиан, увидав на небе знамение Божие — крест с надписью «Сим победишь, задался целью отыскать крест, на котором был распят Господь. С этой целью он отправил мать свою, царицу Елену, в Иерусалим, и после долгих поисков гроб Господень был найден; рядом с ним оказались три креста. Чтобы узнать, на каком из них был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возлагал кресты на умершего, и когда был возложен Крест Господень, мертвый ожил. Собравшиеся христиане стали просить Макария поднять Крест, чтобы все могли созерцать его. Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, в котором бы хранились гроб Господень и Голгофа; 26 (13) сентября храм был освящен, а на следующий день было учреждено празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

В древнерусских хрониках Воздвижение именовалось еще «ставровым днем» (от stauros — крест). В народе же этот праздник называли обычно по-своему -Воздвиженьем или Сдвижением, полагая, что в этот день все «сдвигается» (оттуда выражения: «Пришло сдвиженье — кафтан шубой сдвинулся», или «хлеб с поля сдвинулся», или «лето на зиму сдвинулось»)- в некоторых местах Воздвижение именовали еще «честным» (подразумевая, конечно, «крестом»)

По народному убеждению, на Воздвиженье все змеи а также многие птицы (в первую очередь ласточки) отправляются в какие-то неведомые, теплые страны или, по крайней мере, прячутся в обычные для зимовки места. По мнению крестьян многих губерний на Воздвиженье змеи сбиваются в Клубки, прячутся под трухлявые пни и впадают в спячку. Часто считалось, что все они перед зимовкой собираются в потаенное место к своей «змеиной матке», а потом уползают в недра земли. Считалось также, что ласточки в этот день (или в день Симеона Столпника) прячутся в колодцы, вереницами улетают за море, в рай (Вырий), где и остаются до весны.

По поверью, лешие в день Воздвиженья сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая ему смотр перед наступающей зимой; поэтому в этот день в лес ходить нельзя. В народе считалось, что в день Воздвиженья не следует начинать никакого важного дела, так как все начатое или закончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

Православные праздники в сентябре28 сентября (15 сентября ст. ст.). Никита-Гусепролет, Гусарь, Гусятник, Репорез. Праздник памяти святого великомученика Никиты. Святой Никита считался у русского народа защитником детей от болезни, известной в простонародье под названием родимец (падучая младенческая болезнь). К нему обращались с особой молитвой, в которой просили защитить и избавить детей от родимца. На Никиту-Гусятника с давних времен принято было задабривать водяного перед зимой, бросая целого гуся без головы; гусиную же голову хозяева уносили домой — «для домового».

29 сентября (16 сентября ст. ст.). Великомученица Евфимия Всехвальная, мученица Людмила

30 сентября (17 сентября ст. ст.). Софья, Вера, Надежда, Любовь.
День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Предыдущая страница | Страница 3 из 3
  • Просмотров: 1037